Учитель-дефектолог


Дефектологическое (тифлопедагогическое) сопровождение учащихся младшего школьного возраста в образовательном процессе

      Нарушение зрения, играющего очень важную роль в развитии ребенка, сказывается на формировании познавательных процессов восприятия, пространственных представлений, образного мышления, речи и других психических процессов.

       При нарушении зрения у детей в той или иной степени страдает целостность восприятия окружающей действительности. Их представления бедны, фрагментарны, а в ряде случаев и искажены, понятия о природных явлениях и предметах неполны. Все это отражается на мыслительных процессах, на формировании речи, памяти, воображении.

      Дефекты зрения вызывают вторичные отклонения и в физическом развитии: ориентировки в пространстве, координации движений, осанки, двигательной активности, общей и мелкой моторики. 

     Большинство слепых и слабовидящих детей скованны, малоподвижны, неуверены, боятся пространства.

     Деятельность учителя дефектолога (тифлопедагога) в образовательном процессе направлена на сохранение интеллектуального здоровье ребенка и помощь в усвоении школьных знаний.

      Реализация данной цели требует от учителя-дефектолога (тифлопедагога) наряду с диагностическими, консультативными и коррекционными умениями способности к системному анализу проблемных ситуаций, направленной на их разрешение, программированию и планированию инициативной деятельности, организации собственных усилий с деятельностью всех участников образовательного процесса школы.

     Цель работы дефектологической службы: обеспечение социально-психолого-педагогических условий для максимально полного интеллектуального развития детей младшего школьного возраста.

     Задачи:

диагностика развития обучающихся, определение структуры и степени выраженности имеющихся у них дефектов;

осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии обучающихся;

реализация общеобразовательных программ;

содействие в приобретении дефектологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всеми участниками учебно- образовательного процесса.

      Основное направление дефектологической службы – сопровождение учащихся. Основная форма этого направления - коррекционно-развивающая работа с детьми.

       В настоящее время дефектологическое сопровождение обучающихся школы осуществляется по двум типам программ:

индивидуально – ориентированные (направлено на решение проблем конкретной личности);

системно – ориентированные (предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для группы детей).

      Выявление типичных проблем, характерных для значительных групп учащихся, отправная точка в работе дефектолога (тифлопедагога) по профилактике различного рода трудностей и разработке системно-ориентированной программы сопровождения.

       Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми, основываясь на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка. Основной формой ее организации являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность.

       Коррекционная деятельность учителя-дефектолога (тифлопедагога) направлена:

на развитие познавательных возможностей ребёнка;

на улучшение индивидуальных личностных качеств ученика: дисциплинированности, собранности, организованности;

на развитие его интересов и склонностей;

на повышение общего уровня развития ученика;

на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

на коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы, направленную на подготовку к восприятию нового учебного материала;

на формирование и развитие навыков собственной жизненной компетенции.

       Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребёнка и строится не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка западающих умений и навыков, а как целостная, осмысленная деятельность ребёнка, органически вписывающаяся в систему его повседневной жизнедеятельности и социальных отношений.

       Коррекционный процесс, строится на основе учёта психофизических особенностей ребёнка, т.е. на диагностической основе. Так осуществляется личностно-деятельностный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога).

      На коррекционном занятии формируются коммуникативно-речевые умения ученика и    создаются оптимальные условия для развития у ребёнка потребности общения, формируется положительная мотивация к деятельности, к учению, обеспечивается формирование личной самостоятельности и ответственности ребёнка. Так осуществляется коммуникативный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога (тифлопедагога).

       Через развитие рефлексивной культуры личности, способности ребёнка осознавать причины своих поступков и поведение других людей, формирование умения адаптироваться в межличностных отношениях, ставить и решать практические задачи, умение давать оценку своей деятельности, осуществляется рефлексивный подход в коррекционной работе учителя-дефектолога.

      Следует выделить следующие основные направления коррекционно-развивающей работы:

сенсорное и сенсомоторное развитие;

формирование пространственно-временных отношений;

умственное развитие (мотивационный, операционный и регуляционный компоненты;

формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений, развитие наглядных и словесных форм мышления;

формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

готовность к восприятию учебного материала;

формирование необходимых для усвоения программного материала общеучебных умений и навыков.

     Для повышения эффективности обучения обучающихся в нашей школе-интернате создаются специальные условия:

помощь в случаях затруднения.

Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала. 

Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

Вариативные приемы обучения.

Введение физминуток.

Создание ситуации успеха на занятии.

Благоприятный психологический климат на занятии. Опора на эмоциональное восприятие.

Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

Значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме.

Учебный материал преподносится небольшими пор­циями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий. Устанавливать взаимосвязь между изученным и новым материалом.

Синхронизация темпа занятия с возможно­стями ученика (индивидуализация темпа выполнения задания).

Оптимальное распределение времени на проведение каждого компонента занятия.

Точность и краткость инструк­ции по выполнению задания.

       С этой целью обучения и воспитания ребенку передаются не способы действия по образцу, а принципы действия через учебную деятельность и социальную среду, что помогает формировать у обучающихся механизм самостоятельного поиска и принятия индивидуальных решений. Дети постоянно привыкают к поступательному нарастанию сложности предлагаемого материала, самостоятельно обрабатывая информацию с дозированной поэтапной помощью учителя-дефектолога (тифлопедагога). Данные приёмы помогают развитию общеинтеллектуальных умений: сравнивать, обобщать, классифицировать и анализировать.

       Важнейшим фактором, стимулирующим развитие высших психических функций, является: развитие двигательной сферы ребенка, развитие ориентировки в пространстве, внимания, развитие памяти, всех видов мышления, воображения, речь, сенсорных способностей ребенка и т.д.

      Коррекционная работа с детьми не сводится только к развитию отдельных психических процессов, к тренировке тех или иных умений и навыков, и не должна превращаться в репетиторство по «подтягиванию» ребенка в усвоении общеобразовательных предметов, она должна быть направлена на коррекцию и развитие всей личности.

      Преодолению трудностей в обучении способствует коррекционно-развивающая работа, которая включена как полноправная составляющая в педагогический процесс в начальной школе. 

       В связи с этим составляется для каждого ребенка, испытывающего трудности в обучении, индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы, которая включает основные направления, цели, комплекс средств, ожидаемый результат и методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы, позволяющая дифференцировать и индивидуализировать учебный процесс в начальной школе. Исходя из особенностей ребенка, выделяется приоритетное направление (одно или несколько), которое служит основой для построения коррекционной программы.

     Деятельность учителя дефектолога по сопровождению родителей

     Консультативно-просветительское и профилактическое направления работы учителя-дефектолога проводится для оказания помощи родителям в вопросах обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Задачи данного направления:

оказание профессиональной помощи родителям и семьям учащихся в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем;

выбор стратегии семейных взаимоотношений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, структуры нарушения его развития;

подготовка и включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, реализацию индивидуальных комплексных программ коррекции и развития.
 

     Среди наиболее удачных, эффективных форм работы с родителями является:

беседы с использованием анкетирования (способствует сбору дополнительной информации о школьнике, помогает им сформулировать проблемы ребенка, позволяет выяснить специалисту позицию родителей в отношении проблем ребенка, степень осознания и принятия этих трудностей)

обучения приемам коррекционной работы (практикумы, мастер-классы)

оформления рекомендаций (рекомендации носят индивидуальный и фронтальный характер и предъявляются дефектологом как памятка для использования в обучении и воспитании; на отдельных учащихся составляются рекомендации, позволяющие педагогу учитывать его индивидуальные особенности во фронтальной работе на уроках; других случаях рекомендации носят общий характер)

систематические выступления на родительских собраниях (практикум, лекция и т.д.), родительско -педагогических советах школы;

консультирование родителей по итогам обследования;

обучающее консультирование (разъяснение этапов коррекционной программы, демонстрация приемов коррекционной работы, демонстрация коррекционно развивающих заданий, игр и упражнений);

этапное консультирование родителей (корректировка программ развития и коррекции, сбор дополнительных сведений об учащемся, получение «обратной связи»).