Логопедическое сопровождение


   Особое место в учебной деятельности обучающихся с нарушением зрения занимают расстройства речи. Характерными проявлениями речевых расстройств являются разнообразные нарушения звукопроизносительной стороны речи: смешение, искажение, замена и отсутствие звуков.

     Нарушения речи у детей включают:

фонетико-фонематические;

специфические особенности усвоения лексической системы языка;

нарушения грамматического строя, связанные с лексическими и фонетико-фонематическими нарушениями, так как их формирование осуществляется как единый процесс;

нарушения формирования связной речи и понимания речевого сообщения;

все формы дислексии и дисграфии.

     В письменной речи обнаруживается смешение, замены и пропуски звуков, искажаемых при произношении. Эти ошибки могут быть вызваны как нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внимания, работоспособности и неумением выполнить мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами.

     В ходе коррекционной логопедической работы решаются следующие задачи:

обследование ребенка;

составление перспективного плана и графика логопедических занятий;

выработка логопедического режима для ребенка, имеющего те или иные речевые расстройства;

подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом возрастных и психических возможностей ребенка;

проведение логопедических занятий по коррекции речевых нарушений;

оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;

обсуждение речевого развития детей с врачами, учителями и родителями.

    Коррекционная работа логопедического сопровождения обучающихся с нарушением зрения включает в себя:

нормализацию артикуляционной и мелкой моторики;

развитие речевого дыхания и голоса, а также коррекция их нарушения;

нормализация просодических компонентов речи (мелодико-интонационной и темпово-ритмической стороны);

коррекцию звукопроизношения;

развитие фонетико-фонематической системы: артикуляционного праксиса, дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;

увеличение пассивного и активного словарного запаса;

развитие способности словообразования и словоизменения;

обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка;

коррекция процессов чтения и письма;

развитие связной речи: диалогической и монологической;

развитие коммуникативных навыков посредствам повышения уровня;

общего речевого развития.

     Основными направлениями коррекционных логопедических занятий являются развитие речи и коррекция ее нарушений.