Роль сенсорной комнаты в развитии незрячих и слабовидящих детей



       Для целостного развития незрячих и слабовидящих детей необходима полифункциональная интерактивная среда. В ГКОУ РО Новочеркасской специальной школе-интернате №33 такой средой является сенсорная комната «Волшебная комната». Впервые понятие «сенсорной комнаты» было введено М. Монтессори, в ее педагогической системе, основанной на сенсорном воспитании.

      Во время занятий в сенсорной комнате решаются задачи гармонизации отношений между детьми, формирование у них адекватных представлений об окружающем мире и отношений с ним. Формирование обобщенных сенсорных умений предполагает овладение незрячим, слабовидящим ребенком сенсорными ориентировочными действиями и усвоение им системных сенсорных знаний.

      Сенсорную комнату, как предметно - развивающую среду можно разделить на три блока: среда темной сенсорной комнаты, среда светлой сенсорной комнаты и среда комнаты для сенсорно-моторного развития.

      В школе-интернате для среды темной сенсорной комнаты («Волшебной комнаты») выделено специальное помещение, технические характеристики которого отвечают требованиям, предъявленным к использованию различных электроустановок. Комната соответствует требованиям противопожарной безопасности. Одним из главных условий темной сенсорной комнаты является затемнение, для того чтобы наблюдать светоэффекты.

     Комфортная мягкая мебель способствует решению различных задач на занятии в темной сенсорной комнате. Используются специальные мягкие модули (диван с гранулами, пуфик - кресло с гранулами, кресло-трансформер).

     Дизайн темной сенсорной комнаты продуман так, что все предметы абсолютно безопасны при передвижении в полу мраке.

     В любой момент темная сенсорная комната может стать светлой сенсорной комнатой, необходимо для этого включить свет или раскрыть плотные шторы на окнах.

     В темной сенсорной комнате представлены в определенной логической последовательности мягкие модули, шариковый бассейн, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы. Данное оборудование позволяет в привычном для незрячего ребенка пространстве выполнять различные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать потребности в движениях и игре в приспособленной, безопасной среде.

     Темную сенсорную комнату мы постарались сделать волшебной. В ней все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. Лежа в сухом бассейне или мягком пуфике, в волнах медленно плывущего света, слушая успокаивающую музыку, вдыхая ароматы лечебных трав, ребенок сам становится героем сказки. Ощущение полной безопасности, комфорта, загадочности наилучшим образом способствует установлению спокойных доверительных отношений между ним и педагогом – психологом.

      Сенсорная комната позволяет выполнить следующие процедуры психологического воздействия:

релаксацию, снятие эмоционального и мышечного напряжения;

стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности детей, подростков, взрослых;

развитие, коррекцию, а в ряде случаев и восстановление у детей зрительно – моторной координации и сенсорно-перцептивной чувствительности;

фиксирование внимания и управление им, поддержание интереса и познавательной активности;

повышение психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;

развитие воображения и творческих способностей детей и подростком;

коррекцию психоэмоциональных состояний.

       Ежегодно проводится мониторинг адаптации коррекционного оборудования «Волшебной комнаты» профессора Л. Б. Баряевой для незрячих и слабовидящих детей. Занятия с незрячими и слабовидящими детьми в «Волшебной комнате» активизируют их деятельность, стимулируют развитие и коррекцию базовых чувств: зрение, слуха, обоняния, осязания.