Песочная терапия, как здоровьесберегающий компонент



 «Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».
Д. Каллф.

       Все мы, взрослые и дети, брали в руки песок. На вид мелкие крупинки, ничего особенного, но почему-то с ним хочется что-то делать: строить из мокрого песка замки, с помощью формочек делать куличики, да и просто приятно сыпать его сквозь пальцы. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей с ОВЗ. Особенно если эти игры – песочная терапия.

       Дети с ОВЗ имеют низкий уровень развития моторики пальцев и кистей рук. Поэтому «Песочная терапия как здоровьесберегающий компонент в коррекционной работе с детьми с ОВЗ» в настоящее время актуален. Песочная терапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного». Этот метод объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости. Песочница - прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.

       Новизной и отличительной особенностью является использование песочной терапии в коррекции познавательных процессов, осязательно-кинестетических ощущений, развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ.
       Необходимость песочной терапии существует и рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей с нарушениями речи мелкой моторики, тактильной чувствительности, зрительного восприятия, мышления, творческого воображения и фантазии.

       Цель: Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством песочной терапии у детей с ОВЗ.

       Эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности.

       Задачи:

релаксация, снятие мышечной напряжённости;

развитие зрительно-пространственной ориентировки;

концентрация внимания, памяти;

развитие логики и речи;

стабилизация эмоционального состояния;

развитие творческих (креативных) способностей;

способствует развитию рефлексии;

формирование позитивной коммуникативности.

      Песочная терапия имеет свои основные принципы:

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. Для этого необходимо подбирать задание, соответствующее возможностям ребенка. Необходимо исключить негативную оценку его действий и, конечно же, поощрять его фантазию.

Оживление абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур. Реализация этого принципа позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям.

Реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями. Опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные резуль­таты: у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям; обучающиеся чувствуют себя более успешными; на занятиях нет места монотонности и скуке.

       Эффективность игр с песком:

развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

формируют у ребенка представления об окружающем мире;

развивают мелкую моторику, глазомер;

успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

воспитывают чувство успешности и уверенности в себе.

       Помогают познавать внешний и свой внутренний мир. Игра с песком – это своеобразная самотерапия ребёнка с помощью психолога. Ребёнок является хозяином в планшете с песком и, переживая это чувство, он становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения. В играх на песке идут войны, борьба добра и зла, но ребёнок всегда знает, что добро победит!