Рекомендации родителям


Как выбрать очки и правильно с ними обращаться?

 

     Если врач выписал ребенку очки, вы непременно должны выполнить следующие условия:

  • радуйтесь тому, что у вас есть возможность исправить зрение, и расскажите ребенку об этом положительном аспекте;
  • следите за тем, чтобы оправа была крепкой и прочной, чтобы очки хорошо держались на носу, а дужки плотно прилегали к основанию ушей;
  • предоставьте ребенку самому выбрать оправу, даже если вам, например, не нравится ее цвет;
  • очки, предназначенные для исправления косоглазия или односторонней близорукости или дальнозоркости, необходимо носить постоянно;
  • при легкой и даже средней близорукости или дальнозоркости режим ношения очков необходимо детально обсудить с ребенком, если это позволяет его возраст. Лучше всего согласовать этот вопрос с окулистом. Всегда помните о том, что очки способствуют улучшению зрения. Их носят только тогда, когда это требуется, а не по привычке. Именно у детей можно поправить зрение с помощью упражнений и целенаправленного расслабления;
  • необходимо регулярно проверять очки,  при этом следите за тем, чтобы у вас было достаточно времени для посещения окулиста, и чтобы вы и ваш ребенок находились в спокойном, уравновешенном состоянии;
  • очки всегда должны быть чистыми. Можно использовать для чистки специальную тряпочку, но достаточно также промывать их время от времени чистой водой с добавлением небольшого количества средства для мытья посуды;
  • если вы решили приобрести стекла из пластмассы, которые легче обычных стекол, то, сняв очки, нужно обязательно класть их в футляр или в матерчатый мешочек, потому что стекла из пластмассы легче поцарапать.

 


Дети и компьютеры

 

     Сегодня компьютеры такая же привычная и обыденная вещь, как электрическое освещение, автомобили, телевизоры или сотовые. Главная опасность компьютера (как, впрочем, и достоинство) в его бесконечной увлекаемости. При этом не то, что дети, но и многие взрослые совершенно забывают об элементарных правилах, которые следует соблюдать, чтобы не навредить здоровью: не испортить глаза, не искривить позвоночник и т. д. Поэтому, покупая компьютер — полезный, замечательный, незаменимый, поистине необходимый, ребенку инструмент, — надо понимать, что большая ответственность за правильное взаимодействие ребенка и машины ложится на плечи родителей. Мы постараемся дать вам несколько полезных советов.

 

Сколько времени можно позволять сидеть ребёнку за компьютером?

     

     В этом вопросе вы должны проявить настойчивость и непреклонность, как при дозировке лекарств. Ребенок до 6 лет не должен проводить за компьютером более 10–15 минут — и то не каждый день. Для детей в возрасте 7–8 лет ограничения составляют 30–40 минут в день.

 

Как правильно обустроить компьютерное место?

     

      Важно, чтобы на монитор не попадал прямой солнечный свет и не падали блики от лампы. Лучше расположить его в углу или так, чтобы задняя поверхность упиралась в стенку. Но при этом не забывайте о том, что компьютерное место должно быть хорошо освещено. И почаще проветривайте комнату маленького компьютерщика.

 

Как правильно сидеть за компьютером?

     

     Не забудьте о том, что за компьютером будет сидеть ребенок, а не взрослый, поэтому размеры компьютерного стола и стула должны соответствовать его росту. Проследите, чтобы он ровно держал спину, не клал ногу на ногу, не слишком перегибал запястье, не задирал голову.

     Добиться удобной посадки можно, подставив под ноги подставку. Экран должен быть расположен так, чтобы по отношению к центру дисплея взгляд падал немного сверху вниз, под углом 10–20 градусов. Проверьте, ровно ли стоит монитор, не приходится ли ребенку поворачиваться к нему. Лучше всего расположить монитор на таком расстоянии, чтобы ребенок мог коснуться его кончиками пальцев вытянутой руки.

 

Как обезопасить драгоценные глаза ребёнка?

     

     Самая большая нагрузка приходится на глаза сидящего за компьютером. Поэтому очень важно обезопасить глаза ребенка от переутомления. Позаботьтесь о том, чтобы глаза не страдали от ярких цветов экранной картинки.


      Рекомендации родителям учащихся начальных классов

  1. Учите вместе с детьми шрифт Брайля. В дальнейшем это позволит вам контролировать выполнение домашнего задания вашим ребёнком.
  2. Постоянно интересуйтесь школьными делами ребёнка.
  3. Не скупитесь на похвалу.
  4. В случае неудачи постарайтесь найти выход вместе с ребёнком.
  5. Учёба должна приносить радость, но в то же время подчёркивайте, что это важная работа.
  6. Ни в коем случае не вмешивайтесь в конфликты между детьми.
  7. Постарайтесь вместе со своим ребёнком найти разумный выход из конфликтной ситуации.
  8. Никогда не ругайте своего ребёнка в присутствии других детей.
  9. Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте потребность вашего ребёнка в знаниях.
  10. Как можно чаще общайтесь со своим ребёнком. Интернат не заменит мать и отца.
  11. Не критикуйте школу, учителей, воспитателей в присутствии ребёнка. Не жалуйтесь на других детей их родителям. Создавайте у него позитивный имидж школы.
  12. При возникновении конфликтной ситуации не спешите идти к директору или в Управление образованием. Постарайтесь решить всё с классным руководителем или завучем.
  13. Проявляйте разумную инициативу, принимайте участие в жизни класса.
  14. Поддерживайте отношения с родителями детей класса, где обучается ваш ребёнок.
  15. Старайтесь, как можно чаще гулять вместе с ребёнком. Старайтесь превращать в экскурсию. Даже поход за покупками может превратиться в познавательное мероприятие, что расширит кругозор незрячего ребёнка.
  16. Старайтесь, чтобы ребёнок всё, что его интересует, смотрел руками. Он должен сам смотреть и приобрести опыт. Знайте, что иногда слово – пустой звук для незрячего ребёнка.
  17. Определите круг обязанностей в семье. Ребёнок должен быть помощником, а не иждивенцем. Подавите в себе жалость и не давайте проявлять это чувство окружающим. Стойте твёрдо на своих позициях.
  18. Прививайте любовь к художественной литературе. Она развивает мыслительные процессы, обогащает ребёнка духовно, обогащает словарный запас, развивает представление и воображение незрячего ребёнка

Советы психолога во время подготовки к ГИА

Уважаемые родители!

     Психологическая поддержка - это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче итоговой государственной аттестации. Как же поддержать выпускника?

     Поддерживать ребенка - значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь - научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать». Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.

     Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:

  • опираться на сильные стороны ребенка;
  • избегать подчеркивания промахов ребенка;
  • проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах;
  • создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.

     Будьте одновременно тверды и добры, но не выступайте в роли судьи. Поддерживайте своего ребенка, демонстрируйте, что понимаете его переживания. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

     Подбадривайте детей, хвалите их зато, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.

     Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

     Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.

     Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных для него письменных и устных экзаменов. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

     Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

     Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.

     И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.


Советы родителям, которые мог бы дать слабовидящий или слепой ребенок, если бы его спросили.

  1.  Я нуждаюсь в большей помощи, чем другие дети. Меня надо учить делать такие вещи, которые другие дети просто перенимают, глядя на родителей. Меня необходимо учить пользоваться руками, слухом, чувствами вкуса и обоняния.

  1. Пожалуйста, разговаривайте со мной, потому что мне надо знать, что вы рядом.

  1. Предупреждайте меня, прежде чем дотронуться или сделать что-то неожиданное, так как я, не могу видеть, как ваши руки двигаются ко мне.

  1.  Всегда будьте правдивы и честны со мной. Я должен доверять тем, кто помогает мне. Мне нужно слышать ваш смех, когда вы играете со мной, так как я не вижу вашей улыбки.

  1. Объясните, пожалуйста, то, что должно произойти. Я не всегда могу видеть, где вы находитесь.

  1. Расскажите мне, что значат пугающие шумы, и, пожалуйста, держите меня за руку при этом, чтобы вселить в меня уверенность.

  1. Рассказывайте мне, что вы делаете, и что происходит вокруг меня. Радио - хорошая вещь, но с вами не сравнить.

  1. Я могу узнать людей, только находясь вместе с ними, слыша их и «помогая» им.

  1. Давайте мне игрушки, сделанные из дерева, шерсти и металла, а не только из пластика. Привязывайте их к кроватке, чтобы я не потерял их. Мне больше нравится играть с жесткими игрушками, которые можно жевать, но не очень маленькими, чтобы я не мог проглотить их.

  1. Говорите мне, что как называется, что мокрое, что мягкое, что издает приятные звуки и т. д.

  1.  Мне нужно играть не только игрушками, но и настоящими вещами, так как это вещи, которые я должен понять. Возможно, они мне понравятся больше, чем другие игрушки.

  1. Разрешайте мне «помогать» на кухне. Я узнаю много с помощью пальцев и носа. Но не забудьте повернуть ручки всех кастрюль и сковородок в сторону и принять другие меры предосторожности (имеется в виду плита), так как я не вижу опасности.

  1. По мере роста мне необходимо познавать большой мир. Давайте мне трогать как можно больше предметов окружающей среды (овощи, фрукты, листья, шишки…).

  1. Когда вы играете со мной, зовите меня до тех пор, пока я не найду вас.

  1.  Производите действия, держа меня за руки, так как я не могу обучаться им, глядя на вас.

  1. Научите меня самостоятельно раздеваться и одеваться.

  1.  Помогите мне научиться чистить зубы, умываться и вытираться.

  1. Покажите мне, что находится вокруг меня в комнате: столы, полки, потолок, дверь, мебель. При перестановке мебели заранее предупреждайте меня об этом.

  1. Приучайте меня к ходьбе по лестнице, но, когда я учусь ходить, обязательно следите, чтобы на лестнице были перила (загородка).

  1. Выводите меня на улицу играть в любую погоду. Пожалуйста, не закладывайте мне уши. Они мне необходимы, чтобы узнавать направление.

  1. Я такой же, как и другие дети, и люблю играть с другими. Не слишком беспокойтесь, если я получу пару синяков.

  1. Разрешайте мне помогать пеленать ребеночка. Это мальчик или девочка? А я мальчик или девочка? Важно, чтобы я знал разницу.

  1. Если мне необходимо носить очки, следите, чтобы я неукоснительно выполнял предписание врача.

  1. Если кроме меня в семье еще кто-нибудь носит очки, следите, чтобы я носил свои собственные и узнавал их.

  1. Если очки мне необходимы, то обязательно имейте запасную пару.

  1. Если мои линзы круглые, убедитесь, что они не вращаются.

  1. Проверяйте, чтобы мои очки были мне удобны, я могу «вырасти» из них. Следите,

чтобы дужки плотно цеплялись за уши и очки не соскальзывали.

  1. Когда очки сняты, убедитесь, что они не лежат стеклами вниз, так как легко могут поцарапаться и испортиться.

  1. Грязные стекла вызывают напряжение зрения, так что следите, чтобы они были чистыми. Когда протираете стекла, используйте мягкий материал, который не царапает поверхность линз (пластиковые линзы безопаснее, но они легче царапаются).

Немного о разном

     Самые  важные правила, которыми мы все должны руководствоваться при общении с ребёнком, у которого есть нарушения зрения:

  • самая важная цель для слепого или слабовидящего ребёнка – стать самостоятельным человеком;
  • важно научить ребёнка выполнять задачу самостоятельно, а не делать всё за него;
  • незрячему или слабовидящему ребёнку нужны все те же самые знания, умения и опыт, что и зрячему;
  • там, где другие дети пользуются своим зрением, слепой ребёнок будет пользоваться иными органами чувств: осязанием, слухом, обонянием, вкусом;
  • необходимо использовать любую возможность для того, чтобы ребёнок смог получить информацию об окружающем мире через собственные ощущения: трогая, слушая, нюхая, пробуя на вкус, действуя с предметами;
  • помогите ребёнку с нарушениями зрения участвовать во всем.

     Вы родитель ребёнка с особыми потребностями. Вы  лучше всех знаете своего ребёнка. Только Вы на протяжении всей жизни находитесь рядом с ним, поэтому Ваша роль так важна. Вы имеете возможность наблюдать его постоянно, последовательно приобретая знания о нём, раскрывать в своём особенном ребёнке всё новые и новые возможности.

     Собственная  самооценка незрячего школьника и способность самостоятельно перемещаться, т.е.  ездить по собственным делам без сопровождения взрослых. Как   правило, это происходит не ранее 9 – 10 класса, но к этому необходимо готовиться с 10-11 лет. Необходимо  приучать ребенка   носить трость с собой, при каждом выходе из дома, даже если он идет с сопровождающим. Необходимо убедить ребенка в том, что в этом нет ничего постыдного, а трость, в первую очередь, нужна не ему, а окружающим – они при виде белой трости внимательнее относятся к её владельцу.

Может возникнуть вопрос, почему именно с этого возраста? Именно  в этом возрасте, у незрячего ребенка появляется интерес к самостоятельному передвижению, и он начинает понимать, что без трости ходить опасно. К 15 годам  вряд ли незрячий подросток  возьмет  в руки трость – «стыдно», и только к 18 - 20 годам молодые люди  начнут осознавать необходимость трости при хождении, при этом будут испытывать дискомфорт от того. Что не  научились пользоваться ею раньше.

     Сайты в сети Интернет, где можно приобрести индивидуальную трость:

https://www.smartaids.ru

https://www.med-magazin.ru

http://rosopeka.ru

https://kladzdor.ru

http://www.7micvetik.ru

      Белые трости бывают трех основных видов: опорные, трости – щупы и складные. Опорные трости обычно нужны для слабовидящих пожилым людей или для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, трости – щупы в основном используются при обучении хождению на занятиях в школе или реабилитационном центре, а также для слепых, перемещающихся на небольшие расстояния без использования общественного транспорта. Для детей и мобильных инвалидов по зрению целесообразнее использовать складную трость. Они бывают разной конструкции и различной длины. В начале, когда ребенок будет использовать трость в качестве средства сигнализации для окружающих, её длина в развернутом виде не принципиальна, но желательно, чтобы она была не ниже его пояса. Если же трость будет использоваться по прямому назначению, то в вертикальном положении её ручка должна быть в пределах грудной клетки.

     Для  осуществления письменной деятельности незрячему ребенку необходим прибор для письма по Брайлю (ППБ 18), а так же грифель.

     Сайты в сети Интернет, где можно приобрести прибор с грифелем:

http://rosopeka.ru/good3528.html

http://www.zso.ru/products/pribor-18-strochnyj-dlya-pisma-po-brajlyu 

https://fortemed.ru/catalog/osobye_tovary/pribor_dlya_pisma_po_braylyu_18_strok/

https://tiflocentre.ru/magazin/view_product.php?id=1073

http://kontakt-vos.ru/magazin/folder/tiflotekhnicheskiye-pribory

     Металлический прибор имеет 18 строк, в каждой по 24 ячейки, оснащен фиксаторами для бумаги на верхней пластине. Предназначен  для выполнения письменных работ инвалидами по зрению.

Своевременно  приучить ребенка к гигиене всего тела

     С наступлением половой зрелости у ребенка меняется деятельность многих систем организма, в том числе системы потоотделения. Замечания окружающих, сделанные подростку по поводу его «пахучести», вызывают у него недоумение. Он не понимает, что от него хотят.

     Поэтому родителям необходимо приучить ребенка ежедневно мыться под душем, а если это невозможно, то уметь ежедневно подмывать подмышечные впадины, промежности, соблюдать гигиену половых органов. Ребенок должен иметь возможность: ежедневно заменять рубашку (сорочку), носки; не реже двух раз в неделю менять нижнее бельё. Всё это должно войти в обязательную привычку, ребенок должен понимать, зачем это нужно. Если нельзя обеспечить нужным количеством сменного белья – научите ребенка стирать.