Психолого-педагогическое сопровождение


      Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушением зрительного восприятия как организованная психолого-педагогическая поддержка включает в себя комплекс действий, методик, мероприятий, реализующих формирование психологической культуры и психологической безопасности участников образовательного процесса.

  Психологическая культура обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

     Гармоничное функционирование проявляется в:

1 - преобладающем хорошем самочувствии;

2 - глубоком понимании и принятии себя;

3 - позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

     Учитывая, что в школу-интернат поступают инвалиды детства по зрению психологическая поддержка, психологическое сопровождение необходимо для данной категории обучающихся. Психологическое сопровождение строится с учетом общей и возрастной психологии, особенностей психологического развития детей с нарушением зрительного восприятия, определяются пути развития процессов компенсации, поиска потенциальных возможностей формирования позитивной личности.

     Цель: Создание оптимальных условий обеспечивающих коррекцию и развитие механизмов компенсации каждого обучающегося, и на этой основе решение проблемы социализации незрячего в современное общество.

     Задачи:

1. Развитие личности учащегося с учетом психофизических и возрастных особенностей.

2. Профилактика нежелательных негативных тенденций.

      Психологическое сопровождение ведется в следующих направлениях:

1. Диагностико-консультативное.

2. Развивающе-коррекццционное.

3. Социализация-профориентация.

4. Просветительская работа.

5. Экспертная работа.

6. Организационно-методическая работа.

     Каждому человеку жизненно необходимо чтобы его принимали и понимали, а ведь для этого необходимо понимать самого себя. Поэтому в школе-интернате разработана и проводится поэтапная работа по формированию психологической культуры воспитанников на основе самопознания. Данная работа направлена на успешную адаптацию и социализацию незрячего ребенка в современное общество.

     Начальное общее образование – это первая ступень системы формирования психологической культуры воспитанников. С обучающимися 1 - 4 классов проводятся коррекционно-развивающие занятия по программе «Развитие коммуникативной деятельности».

    Цель: Использование в обучении собственной активности ребенка в коллективной игре.

    Серьезным испытанием для воспитанников является переход из начальной школы в общее среднее образование. В конце каждого учебного года проводится школьный ППк на повестке дня, которого стоит вопрос о готовности обучения воспитанников 4 класса в общем среднем образовании. Педагоги-предметники знакомятся с психофизическими особенностями развития, сильными и слабыми сторонами, диагнозами воспитанников. В 5 классе проводятся коррекционно-развивающие занятия по программе «Азбука психологии».

     Цель: Развитие у обучающихся представления о человеческой психике, о себе, интереса к самопознанию.

     В подростковом возрасте происходит становление личности, формируется адекватное отношение к своему статусу, оцениваются свои возможности и способности, свой потенциал. В 10 классе проводится профориентационный курс «В поисках своего признания».

     Цель: Повышение у старшеклассников уровня психологической компетентности за счет вооружения соответствующими знаниями и умениями, расширение границ самовосприятия.

     В 11 – 12 классах проводится курс «Этика и психология семейной жизни».

     Цель: Побуждение потребности в самосовершенствовании, выработке адекватной самооценки. Формирование нравственной мировоззренческой позиции. Первые уроки ребенок получает в семье, но не во всех семьях общечеловеческие ценности прививаются детям. На занятиях по «Этике и психологии семейной жизни» наряду с моральными нормами воспитанники усваивают планирование семьи, распределение «ролей» в семье, планирование бюджета и т.п.

      Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения в школе-интернате являются:

психологическое обучение направленное на формирование психологической культуры и психологической безопасности участников образовательного процесса;

деловые игры на проектирование будущей деятельности;

игровые технологии, в которых реализуются потребности в самостоятельном принятии решения.

      В младшем школьном возрасте используются игровые методы и приемы, поисковые ситуации.

      С воспитанниками среднего и старшего звена - тренинги, деловые и ролевые игры, самотестирование.

      С педагогами проводятся обучающие семинары, тренинги, групповые и индивидуальные консультации по проблемам.

 

      Профилактическая работа в школе-интернате ведется в следующих направлениях:

профилактика суицида у детей и подростков;

профилактика употребления ПАВ;

профилактика самовольных уходов;

профилактика насилия и жестокого обращения.

       Коррекционные занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные.

       Групповые занятия проводятся регулярно в форме тренинга, викторины, ролевой игры.

       Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю в форме беседы, «составления контракта», решения поисковых ситуаций. Динамика отслеживает путем анкетирования.

        Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, воспитанников с нарушением зрительного восприятия эффективно, так как в тесном взаимодействии находятся все участники образовательного процесса. При слаженном взаимодействии всех структур психолого-педагогическое сопровождение носит продуктивный характер.